Клирики Новокузнецкой епархии приняли участие в научно-практическом семинаре «Социокультурное развитие индивидуальности в системе бесшовного образования»

10 октября 2025г. кафедра ДиНО ФГБОУ ВО «СибГИУ» совместно с Новосибирским отделением РПО и кафедрой ОПиИП ФГ БОУ ВО «НГПУ» г. Новосибирска, ФГБНУ «ПИ РАО» (г. Москвы), МБ НОУ «Лицей №111» г. Новокузнецка было проведён Всероссийский научно-практический семинар «Социокультурное развитие индивидуальности в системе бесшовного образования».
Начало научно-практического семинара было открыто показом учениками театральной студии центра социокультурного развития «МИР» МБ НОУ «Лицей №111» спектакля — «Александр Невский — миротворец». Спектакль задал важную линию социокультурного самоопределения современного человека.
Индивидуальность — особая целостность человека, которая проявляет себя не только в своём внутреннем ощущении себя, но и в проявлении поступка как «со-бытия» мира. Подлинность своей индивидуальности человек обнаруживает в пространстве социокультурных ценностей как мер, в отношении которых выстраивает свой путь человек. Такими ценностями являются: Добро, Правда, Любовь, Прощение, Совесть.
Известные ученые и практики рассматривали проблемы развития индивидуальности в пространстве ценностей культуры.
В своем выступлении — доктор психологических наук, профессор кафедры ОПиИП НГПУ, г. Новосибирск: Наталья Яковлевна Большунова обратила внимание на современный кризис детства, утраты ценностей в современном мире. Доцент кафедры ДиНО, кандидат психологических наук, руководитель центра социокультурного развития «МИР» МБ НОУ «Лицей №111» — Ольга Анатольевна Устинова выделила факторы сдерживающие развитие индивидуальности в современном мире, например одними из которых могут быть: цифровизация, снижение социальной чувствительности и т.д. А также были представлены практики социокультурного развития индивидуальности, реализующиеся в дошкольных, школьных и системе высшего образования. Известный арт-терапевт, преподаватель института Иматон, общественный деятель, г. Москва — Ирина Яковлевна Медведева обратила внимание на характерные ошибки в современном воспитании — появление манипуляций и трудности родительского мировоззрения. Именно родитель в первую очередь должен учитывать к каким ценностям он приобщает своего ребенка.
Владиславом Семеновичем Умновым заведующим кафедрой ДиНО, кандидатом педагогических наук было обращено внимание на эгоцентризм современных детей.
Актуальность социокультурного воспитания ясно подчеркивается в ФГОС, о чем в своем докладе пояснила Капустина Лилия ивановна — кандидат педагогических наук, доцент кафедры ДиНО СибГИУ.
Проблемы социокультурного развития индивидуальности в педагогическом вузе были раскрыты в докладе Ирины Викторовны Григоричевой — кандидат психологических наук, доцент института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «АлтГПУ», г. Барнаул. Проблемы этнокультурной идентичности были представлены в выступлении кандидата философских наук, доцента психолого-педагогического факультета ГАГУ, г. Горно-Алтайск — Галины Юрьевны Лизуновой.
Реализация направлений работы по социокультурному развитию особо активно реализуется в современных образовательных учреждениях г. Новокузнецка и Новосибирска, об этом в своих выступлениях рассказали: директор МБ НОУ «Лицей №111» — Марина Владимировна Полюшко и заведующий МБДОУ «Детский сад №185» — Оксана Геннадьевна Сковронская.
Осознание своей индивидуальности связано в первую очередь с её духовным становлением. В своих выступлениях иерей Вячеслав Богомазов (руководитель отдела образования и катехизации Новокузнецкой епархии) и иерей Тимофей Гайибов раскрыли направления и особенности духовно-нравственного развития в современной епархии.
Центральной инстанцией организующей духовно-нравственную жизнь человека является — Совесть. С важным проектом «Спроси у Совести» выступила Елена Анатольевна Осовская — руководитель воскресной школы храма пророка Божия Илии (с. Ильинка).
На семинаре также были представлены реализующиеся научно-исследовательские проекты многих практиков и студентов. Атмосфера семинара носила научный, творческий характер и задала линию дальнейших мероприятий необходимых для обмена практикой и разработкой научно-исследовательских стратегий по социокультурному развитию индивидуальности на всех этапах современного образования.



