К вопросу о религиозном экстремизме

Сегодня средства массовой информации много говорят о напряженности международной обстановки, о растущих опасностях терроризма и экстремизма. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года указывает на то, что среди основных источников угроз в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Проблеме современной распространённости экстремизма посвящают дипломные работы выпускники ВУЗов, а учёные — диссертационные исследования.

Экстремизм порождает социально-экономические кризисы, вызывает деформацию политических институтов, резкое падение жизненного уровня и ухудшение социальных перспектив значительной части населения. Экстремизм отличают специфичная логика рассуждений, искаженное чувство исторической действительности, узость суждений и оценок, пресловутая «принципиальность». Особенностями современного экстремизма являются масштабность, превращение экстремистских группировок во влиятельные политические структуры, многообразие форм деятельности, жестокость действий экстремистов в целях устрашения населения, использование новейших технических достижений и стремление добиться общественного резонанса. Расширяется информационная, тактико-стратегическая, финансовая, идеологическая, психологическая, ресурсная взаимосвязанность экстремистских сообществ и групп в отдельных странах и международном масштабе.

Преобладание силовых методов борьбы для достижения своих целей – характерная черта религиозно-политического экстремизма. По этому признаку религиозно-политический экстремизм можно отличить от религиозного, экономического, духовного и экологического экстремизма. Религиозно-политический экстремизм отвергает возможность переговорных, компромиссных и консенсусных путей решения социально-политических проблем. Приверженцы религиозно-политического экстремизма отличаются крайней нетерпимостью по отношению ко всем, кто не разделяет их жизненных и политических взглядов, включая единоверцев. Для них не существует никаких «правил политической игры», границ дозволенного и недозволенного.

Особую обеспокоенность современной общественности вызывает религиозный экстремизм, попытка террористов и экстремистов спрятать свои политические амбиции за религиозными лозунгами. Они неверно интерпретируют смысл религиозных заповедей, искажая их суть и нравственное происхождение. 07 июня 2013 года Президент РФ Владимир Владимирович Путин подписал закон (принят Государственной Думой 24.05.2013г. и одобрен Советом Федерации 29.05.2013г.), запрещающий экстремистам и террористам вступать в религиозные организации. Этот законопроект направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, предупреждение религиозного экстремизма, содействие укреплению внутриконфессионального и межконфессионального согласия. Однако проблема религиозного экстремизма сегодня не решена и имеет тенденцию к росту.

В отличие от политического религиозный экстремизм выражает интересы наиболее консервативных и фанатичных кругов отдельных конфессий, ставит перед собой преимущественно религиозные цели. Религиозный экстремизм не только категорически отрицает систему традиционных для общества духовно-нравственных ценностей и догматических устоев, но и культивирует противоречащее им мировоззрение. Особенность религиозного экстремизма заключается в признании своей религии самой истинной, доминирующей при неприятии других религиозных убеждений и их подавлении через принуждение к своей системе религиозных ценностей. Ярко выраженное неприятие общественных норм говорит об антиобщественном характере религиозного экстремизма.

Религиозный экстремизм – это сложное комплексное социальное явление, существующее в трех взаимосвязанных формах:

1.​ как состояние сознания (общественного и индивидуального), которому свойственны признаки: гиперболизации религиозной идее, придание свойств целого части социального явления, нигилизм и фанатизм;

2.​ как идеология (религиозная доктрина, характеризующаяся однозначным объяснением проблем существующего мира и предложением простых способов их решений) приданием доминирующего положения одному из аспектов бытия, не соответствующего принятой в обществе иерархии ценностей, игнорированием и нивелированием других норм;

3.​ как совокупность силовых действий по реализации религиозных убеждений.

Характерными чертами религиозного экстремизма являются крайняя нетерпимость к инакомыслию, к иноверцам и атеистам, проповедь своей исключительности и превосходства над окружающими, ксенофобия. Проявляется религиозный экстремизм в крайнем религиозном рвении, нарушении общественных законов, неповиновении органам власти, умышленном создании социальной напряженности, в агрессивном насаждении и отстаивании своих верований.

Нередко в религиозном облачении выступает политический экстремизм, при котором религиозные крайности в зависимости от политических целей могут либо искусственно раздуваться, либо сглаживаться. Так, современный исламский экстремизм проявляется в желании и стремлении адептов радикального ислама максимально распространить в мире свои религиозные представления и убеждения. При этом наиболее яростные экстремисты ставят своей задачей создание отдельного государства – исламского Халифата со специфичными правовыми нормами. Этот мнимый Халифат копирует древний, основанный пророком Мухаммедом, и мечтает о вторжении в соседние страны, о захвате священных для всех мусульман городов Мекка и Медина.

Социальная угроза религиозного экстремизма заключается в следующем:

  • наличие религиозной доктрины коренного насильственного преобразования мира;
  • декларирование своей особой миссии на основе интерпретации религиозных текстов;
  • культ собственной исключительности и превосходства над другими религиозным группам и секулярным обществом в целом, сопоставление себя с «аристократией духа»;
  • собственная субкультура, наполненная духом агрессии и экспансии;
  • высокая групповая сплоченность;
  • активность противостояния по отношению к «чужим».

Религиозный экстремизм часто смыкается с религиозным фундаментализмом, суть которого заключена в стремлении воссоздать фундаментальные основы «своей» цивилизации, очистив её от новаций и заимствований, вернуть ей «истинный облик». Религиозно-политические организации экстремистского толка имеют открытую и тайную, законспирированную, деятельность, что облегчает им социально-политическое маневрирование и помогает быстро менять методы деятельности при изменении социально-политической обстановки. Такие организации активно работают в системе «ИНТЕРНЕТ», различными способами распространяют литературу и видео-аудиокассеты экстремистского толка, вовлекают в свои ряды новых адептов и фанатичных приверженцев. За религиозным экстремизмом всегда стоят большие деньги и интересы крупных политических «игроков».

В числе наиболее уязвимых социальных слоёв для распространения экстремизма находится молодежь. Духовный вакуум, царящий в душах молодых россиян и образовавшийся вследствие разрушения традиционных идеалов и духовных ценностей, ведет к моральной и физической деградации личности, к возникновению разнообразных форм асоциального и деструктивного поведения, к поиску самореализации в рядах террористов и экстремистов.

Особую группу риска составляют бывшие осуждённые: утратившие социальные связи с семьей и близкими, испытывающие чувство неудовлетворенности и неуверенности в будущем, не имеющие работы и стремящиеся к «быстрым» заработкам, они становятся легкой добычей вербовщиков. Ситуацию усугубляют отсутствие элементарных духовных знаний, безнравственные установки, искаженные ценностные ориентации и опасные стереотипы. Противостоять этому могут и должны сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН).

Невысокая эффективность применяемых методов и форм воспитательного и исправительного воздействия на осуждённых актуализирует поиск новых, более результативных методов и приёмов. Воспитание законопослушного гражданина, патриота невозможно без включения духовной составляющей, без привития уважения к традициям и истории Отчизны, без надлежащего освещения мировоззренческих вопросов. В настоящее время специалисты ФСИН ведут интенсивный поиск новой модели исправления личности осуждённого на основе религиозных ценностей. Этому способствуют возникший в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы конструктивный диалог между государством и религиозными общественными организациями, а также духовный потенциал прежде всего традиционного для России православия. Взаимодействие уголовно-исполнительной системы РФ с Русской Православной Церковью актуально, затребовано и отвечает требованиям времени. Содержание такой работы направлено на духовно-нравственное просвещение и патриотическое воспитание, на ознакомление с культурным наследием Святой Руси, на сохранение преемственности поколений, на профилактику экстремизма и деструктивных форм поведения.

Реализация религиозной свободы граждан РФ гарантирована Конституцией. Каждая конфессия имеет свои религиозные представления и поведенческо-психологические особенности адептов. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации заявлено, что «обеспечение национальной безопасности РФ включает в себя также защиту … духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни …формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения, а также включает в себя противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров». Исторические факты говорят о том, что православная Церковь никогда не стояла в стороне при внешней угрозе свободе и независимости Отечества. Традиционное для России православное христианство основано на терпимости и человеколюбии, не является агрессивным по своей сути и не призывает к борьбе с инославными и иноверными.

Россия имеет многовековую историю и богатейший опыт духовно-нравственного и патриотического воспитания. На всем историческом пути русский народ свято хранил лучшие культурные и социальные традиции предшествующих поколений, которые складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. В основе духовной жизни на Руси было воспитание воли, души и ума на началах любви и добра; формирование цельной, высоконравственной личности; развитие навыков благочестия и воспитание добродетелей. Специалисты отмечают, что освоение осуждёнными православного мировоззрения положительно влияет на поведение осуждённых в период отбывания наказания и на его жизненные перспективы после освобождения.

Использование в воспитательной работе с осуждёнными богатейшего наследия Русской Православной Церкви не случайно. Это не дань моде или новым веяниям, а скорее восстановление генетической памяти и возвращение к своим истокам. Духовность составляет нравственную направленность личности и соответствующую ей полноту жизни, которая придаёт человеческой душе высшее измерение, назначение и ценность. Вера помогает отделять важное от суетного, способствует переосмыслению своего жизненного пути и жизненных ценностей, умиротворяет ожесточенные сердца. В настоящее время большинство осуждённых не испытывают трудностей, связанных с возможностью отправления религиозных обрядов, поскольку практически во всех учреждениях УИС оборудованы молитвенные комнаты, построены храмы и часовни.