22 ноября (по новому стилю) Церковь вспоминает священномученика Прокопия (Титова) (1877-1937), архиепископа Одесского и Херсонского в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соловецких, а также Санкт-Петербургских, Житомирских, Одесских и Херсонских святых.
Священномученик Прокопий, в миру Титов Петр Семенович, родился 25 декабря 1877 году в городе Кузнецке-Сибирском (ныне Новокузнецк) Томской губернии в семье священника. С 1886 по 1892 год обучался в Томском духовном училище и поступил в Томскую духовную семинарию, окончил которую в 1897 году по I разряду. В 1901 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен учителем Томского духовного училища.
В 1901 года был пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1906 года преподавал Св. Писания в Иркутской духовной семинарии. Хиротонисан 30 августа 1914 года во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Хиротония состоялась в Одесском кафедральном соборе.
Участник Священного Собора 1917-1918 годов в Москве. На Соборе сделал доклад о святителе Софронии Иркутском и подписался под актом о причислении его к лику святых.
Вскоре затем выехал из Петрограда на Украину. С 1919 года — епископ Николаевский, викарий Одесской епархии. С 1921 года — епископ Одесский и Херсонский. В начале 1920-х годов Владыка был судим «за противодействие изъятию церковных ценностей и за тесные сношения с добровольческим командованием при ген. Деникине». 16 февраля 1923 года епископ Прокопий был арестован и заключен в Херсонскую тюрьму, а 26 августа был переведен в Одесскую тюрьму.
Популярность епископа Прокопия была столь велика, что православное население города Херсона выбрало большую группу уполномоченных, чтобы хлопотать об освобождении святителя. Ими было подано прошение Патриарху Тихону с просьбой ходатайствовать об освобождении епископа Прокопия.
С июня 1925 года Владыка назначается архиепископом Херсонским и Николаевским. Он входил во временный состав Священного Синода, учрежденный святым Патриархом Тихоном в 1925 году.
Осенью 1925 года власти провели акцию по уничтожению канонического возглавия Русской Православной Церкви, в результате которой были арестованы десятки выдающихся архиереев во главе с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром, архиепископ Прокопий был арестован и отправлен в Соловецкий концлагерь.
В декабре 1928 года власти без предъявления нового обвинения приговорили его и епископа Амвросия к трем годам ссылки на Урал, они были сосланы сначала в Тюменский округ, затем в Тобольский, а в 1931 году в Казахстан.
Освободившись в апреле 1934 года, владыка сразу же уехал к матери в Томск, надеясь здесь вылечиться от малярии, которой тяжело заболел, находясь в ссылке. Но климат Томска мало помог выздоровлению. Между тем владыке часто писал один из ближайших к нему херсонских священников, отец Иоанн Скадовский, который отбывал в то время ссылку в городе Камышине Сталинградской области, и приглашал архиепископа к себе.
Но совсем кратким стало его пребывание на воле в этот раз. Через две недели, 2 октября, архиепископ был арестован по подозрению в монархической и антисоветской деятельности.
— Я считаю себя человеком аполитичным, — отвечал владыка на допросе, — однако я являюсь убежденным последователем Православной Церкви и, как представитель последней, естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть существует в стране, — преследующая Церковь или, наоборот, покровительствующая Церкви. Совершенно естественно, что к политическому режиму, который покровительствует деятельности Церкви, у меня больше симпатий, чем к политическому режиму, который преследует Церковь или ограничивает свободу ее деятельности. В этом отношении я разделяю симпатии Скадовского к идее монархической власти, возглавляемой монархом — помазанником Божьим… Должен оговориться, что сказанное мною не означает, что я являюсь сторонником насильственного свержения советской власти и восстановления монархии. Добиваться свержения советской власти и вести в этом направлении какую-либо политическую работу я не считаю для себя возможным, как для представителя Церкви, к тому же я считаю, что идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время, и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий полное отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви полную свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви.
В 1935 году архиепископа Прокопия и священника Иоанна Скадовского сослали в Каракалпакию в город Турткуль, куда они прибыли 7 мая того же года. Поселились они в одном доме. Два года прожили здесь архиепископ и священник. Они устроили в доме небольшую церковь и часто служили, не отказывая и тем из живших в поселке, кто желал исповедаться или причаститься. И народ потянулся в убогую келью подвижников за мудрым советом и духовным утешением.
Наступило лето 1937 года, когда распоряжением советского правительства все исповедники православия были обречены на смерть. Уполномоченные НКВД стали собирать через осведомителей сведения о ссыльных, вызывая их затем на допросы в качестве «дежурных свидетелей». Архиепископ Прокопий и священник Иоанн Скадовский были арестованы. Хотя допросы в то время проводились с применением пыток, архиепископ и священник держались мужественно.
Обвинительное заключение гласило: «Прибыв в ссылку в город Турткуль… Титов… и Скадовский… организовали нелегальную молельню, в которой занимались совершением религиозных обрядов и сколачиванием религиозной контрреволюционной группы…». 23 ноября 1937 года архиепископ Одесский и Херсонский Прокопий (Титов) и священник Иоанн Скадовский были расстреляны и погребены в безвестной общей могиле.
Священномученик Прокопий прославлен в 1996 году Священным Синодом Украинской Православной Церкви, а также причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.