Священномученик Никита (Прибытков)

Епископ Никита (в миру Николай Григорьевич Прибытков) родился в 1859 году в селе Елбанка Чарышской волости Бийского уезда[1]. Окончил курс Барнаульского духовного училища[2] и 3 апреля 1880 г. был определен псаломщиком в Казанскую церковь села Валериановское Мариинского уезда. 2 июня 1881 г. – переведен в Градо-Бийский Троицкий Собор по ходатайству протоиерея Дмитрия Емельянова[3]. 30 июля 1882 г. переведен в Михаило-Архангельскую церковь села Мартыновское Кузнецкого уезда.

8 мая 1884 г. рукоположен в диакона святителем Макарием (Невским), тогда еще епископом Бийским[4], и оставлен в том же селе. 15 марта 1887 г. определен в Градо-Кузнецкую Одигитриевскую церковь[5]. Диакон Николай Прибытков был переведен из Одигитриевской церкви в Спасо-Преображенский собор г. Кузнецка на должность псаломщика, где нес свое послушание до 17 мая 1888 г[6].

В том же году 18 июля рукоположен епископом Макарием (Невским) и определен в Христорождественскую церковь села Подгороднее Кузнецкого уезда (14 благочиние)[7]. 1 сентября 1889 года, согласно прошению, переведен в Троицкую церковь села Березовское Кузнецкого уезда (14 благочиние)[8]. С 12 апреля 1893 г. служил штатным священником в селе Мартыновском, а с 12 марта 1896 г. в селе Жуланихинском Барнаульского уезда (15 благочиние)[9]. Во время служения будущего епископа в Жуланихе возникло почитание Святого источника, находившегося близ села, а через некоторое время появилась монашеская пустынь, духовные основы которой были заложены отцом Николаем.  Также он занимался благотворительной и миссионерской деятельностями. С 1896 г. был сотрудником попечительства о бедных духовного звания Томской духовной консистории, а с 1899 г. – действительным членом Православного Миссионерского общества[10].

19 марта 1910 года, резолюцией Высокопреосвященнейшего Макария, священник Николай Прибытков переведен из села Жуланихинское в Бийский Богородице-Тихвинский женский монастырь[11]. Через два года отец Николай овдовел. А в 1914 году принял постриг с именем Никита и продолжал служить в том же монастыре. К 1920 году отец Никита уже игумен. Так он подписывал монастырскую опись. Был возведен в сан архимандрита в 1921 или 1922 гг. архиепископом Бийским Иннокентием (Соколовым), незадолго до ареста последнего.

 

23 января 1924 года, практически сразу после ареста архиепископа Иннокентия, архимандрит Никита был хиротонисан в Москве Святейшим Патриархом Тихоном во епископа[12] Кузнецкого, викария Томской епархии. Он был первым епископом нашего города, но фактически его не было на Кузнецкой кафедре. Причина состояла в том, что он был хиротонисан для Бийской кафедры. Но при живом архиерее было некорректно назначать  нового епископа.

Первым архипастырским делом после возвращения из Москвы было «Воззвание всем православным христианам и пастырям Бийской епархии» от 17 марта 1924 года против церковного раскола: «Появилось «обновленчество». Начали проводиться реформы. И на почве этого начался Церковный раскол. Горько мне быть свидетелем Церковного междуусобия, ибо плоды его губительны. Я призываю всех пастырей и чад церкви Христовой Бийской Епархии окончить церковную распрю и присоединиться к Единой Святой Соборной и Апостольской церкви»[13]. В конце 1924 г. переведен на Рубцовскую кафедру. С 1927 г. — епископ Бийский, викарий Алтайской епархии.

С момента архиерейской хиротонии в 1924 году и до ареста в 1931 году епископ Никита проживал в Бийске. В этот период его жизни шли постоянные нападки со стороны советской власти и «обновленцев». Бийская милиция запрещала ему служить, а советская администрация отказывала ему в регистрации. Но этим дело не закончилось. Горфинотдел начислил епископу Никите явно непосильный подоходный налог – 1600 руб. Епископ не смог оплатить данный налог, и его имущество было конфисковано, за исключением самого необходимого для богослужения. Но, несмотря на травлю и гонения, владыка бесстрашно исполнял свое архипастырское служение. К обновленчеству, со слов самих обновленцев, он был «непримирим и враждебен»[14].

31 января 1931 года был арестован  и отправлен в Барнаульскую тюрьму. ОГПУ обвиняло епископа Никиту в создании «Контрреволюционной организации» и ее руководстве, которая занималась: срывом хлебозаготовок и коллективизации; распусканием слухов о кончине мира и о скором свержении советской власти и т.д. Его допрашивали восемь раз. Здоровье епископа было подорвано: он страдал пороком сердца и ревматизмом.

Епископ Никита все-таки признал обвинения ОГПУ в свой адрес. И признал их  несколько раз (но как он это сделал!):

23 марта 1931 г. — «Хоть я и невиновен, но руководство контрреволюционной организацией принимаю на себя».

20 апреля 1931 г. – «Признаю себя организатором и руководителем контрреволюционной организации только потому, что следствие по делу приняло затяжной характер, но практически никакой организации не было…»

4 мая 1931 г. – «Хотя я и признаю себя виновным в том, что являюсь организатором и руководителем контрреволюционной организации, но таковой не было. Признание свое я мотивирую тем, чтобы скорее закончилось следствие…»[15].

13 июня 1931 г. постановлением особой тройки ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю были приговорены: к расстрелу – 1 человек; к пяти годам исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) – 6; к трем годам ИТЛ – 12; к ссылке на север без указания срока – 3; к пяти годам ссылки в Восточную Сибирь – 12 (в их числе был и епископ Никита). Личный секретарь епископа Соколов Иван Константинович был освобожден «за недостатком улик», но на свободе он пробыл недолго.

Епископ Никита (Прибытков) был сослан в Туруханский край для отбывания наказания, но находился он там недолго. В апреле 1933 года, по запросу ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю, он был со спецконвоем доставлен в Новосибирск для допроса по сфальсифицированному делу. В 1933 г. чекистами был «раскрыт» грандиозный «Заговор в сельском хозяйстве Западной Сибири». И для «руководства» ею была нужна достаточно «колоритная фигура» (слова из терминологии ОГПУ). Самым подходящим для Алтайского филиала сфабрикованного заговора оказался епископ Никита.

Последовали два допроса, на которых, измученный ссылкой и новыми допросами, престарелый и больной епископ подписал заранее составленный чекистами протокол. Постановлением особой тройки ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю от 21 мая 1933 г. епископ Никита (Прибытков) был приговорен к пяти годам лишения свободы, но, по причине преклонного возраста архиерея, лагерь заменили ему на ссылку в Нарымский край на тот же срок. Но и этот срок он отбыл не до конца и был досрочно освобожден.

С 7 ноября 1934 г. по 21 мая 1935 г.  назначен епископом Малмыжским, викарием Вятской епархии. С 22 мая 1935 г. назначен епископом Белевским, викарием Тульской епархии. 16 декабря 1937 года, в возрасте 78 лет, епископ Никита вновь арестован. Ему было предъявлено обвинение в том, что он, «являясь организатором и руководителем подпольного монастыря…, систематически давал установку монашествующему элементу и духовенству о проведении контрреволюционной деятельности среди населения, и в распространении явно провокационных слухов о сошествии на землю антихриста, приближающейся войне и гибели существующего строя»[16]. По этому делу было арестовано 20 человек.

Из материалов расследования 1957 г. по реабилитации доктора Субботина Бориса Алексеевича, расстрелянного вместе с епископом Никитой (Прибытковым), стало известно, какими методами добывали показания. Арестованных допрашивали 14 суток, при этом им не давали, не только спать, но и садиться. Если кто-то падал, его обливали холодной водой. Пятеро человек не выдержали допросов, и подписали протоколы, подтверждающие ложные обвинения в их адрес[17].

Обвинительный приговор был вынесен 25 декабря 1937 г., после чего их перевели в Тулу. 30 декабря 1937 года «тройка» ОГПУ по Тульской области вынесла окончательный приговор: расстрел.  На 162-м километре шоссе Москва-Симферополь в Тесницком лесу 3 января 1938 года приняли мученическую кончину епископ Никита (Прибытков) и с ним 19 человек: священники, монахи и монахини, послушники и послушницы, миряне.

8 июля 1957 года епископ Никита (Прибытков) был реабилитирован по обвинению 1937 года, а 10 октября 1989 года прокуратура Алтайского края реабилитировала его по обвинению 1931 года. 17 июля 2001 года Священный Синод Русской православной церкви определил включить имя епископа Никиты (Прибыткова) в Собор новомучеников и исповедников Российских. Также память священномученика Никиты включена в Собор Тульских святых  (22 сентября). В воскресенье, 16 сентября 2001 года, во Всехсвятском кафедральном соборе Тулы  Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию, за которой было зачитано Определение о канонизации трех новомучеников: «Честные останки угодников Божиих, у коих такие обретаются, считать святыми мощами. Если местонахождение их неизвестно, оставить на Божие произволение. Место мученической кончины епископа Никиты (Прибыткова), протоиерея Петра (Павлушкова), схиархимандрита Исаакия Оптинского (Бобрикова) и других умученных за веру Христову в Тесницком лесу считать местом особого почитания всех пострадавших в Земле Тульской»[18].

***

В Спасо-Преображенском кафедральном соборе Новокузнецкой епархии, где недолгое время нес свое послушание будущий епископ, стараниями настоятеля протоиерея Алексея Кожина, сотрудника отдела религиозного образования и катехизации Куликовой Ирины Валентиновны, был создан информационный стенд о  священномученике Никите (Прибыткове). Также была написана икона святого (единственная в митрополии) и были изданы буклеты с кратким описанием его жизни и подвига.

 

[1] Материалы к жизнеописанию священномученика Никиты (Прибыткова) – Барнаул, 2003 – С.5

[2] Справочная книга по Томской епархии, 1902 г. – С. 262

[3] Материалы к жизнеописанию священномученика Никиты (Прибыткова) – Барнаул, 2003 – С.5

[4] Томские Епархиальные Ведомости. 1884 г., №12 – С. 9

[5] Томские Епархиальные Ведомости. 1887 г., №6 – С. 6

[6] Томские Епархиальные Ведомости. 1888 г., №11 – С. 3

[7] Томские Епархиальные Ведомости. 1888 г., №11 – С. 3; Справочная книга по Томской епархии, 1898 г. – С. 254

[8] Томские Епархиальные Ведомости. 1889 г., №18 – С. 4

[9] Томские Епархиальные Ведомости. 1896 г., №6 – С. 3

[10] Материалы к жизнеописанию священномученика Никиты (Прибыткова) – Барнаул, 2003 – С.7-8

[11] Томские Епархиальные Ведомости. 1910 г., №7 – С. 180

[12] ОСД УАДАК ф. р-2, д.19781 – Т.2, л.15

[13] ОСД УАДАК ф. р-2, д.19781 – Т.3, л.1

[14] ЦХАФАК ф.50, оп.13, д.13, л.30

[15] Цит. по: Материалы к жизнеописанию священномученика Никиты (Прибыткова) – Барнаул, 2003 – С.32-35

[16]  Цит. по: Материалы к жизнеописанию священномученика Никиты (Прибыткова) – Барнаул, 2003 – С. 45

[17] Материалы к жизнеописанию священномученика Никиты (Прибыткова) – Барнаул, 2003 – С. 46

[18] Журнал Московской Патриархии, 2001, №10

(307)