Живая история 

8 июня 2018 года в Новокузнецке пройдёт знаменитый Ильинский крестный ход. Он проводился кузнечанами (и не только) ежегодно на 9-ой после празднования Пасхи неделе, в пятницу.

Об установлении крестного хода наш кузнецкий летописец И.С.Конюхов записал следующее: «А начала носить в город икону Илии Пророка якобы 60-летняя девица добродетельного жития и честного поведения и советовала жителям с постом молиться Святому Пророку Илии и учинить обет носить его в город в девятую пятницу, потому что в то время было нападение от татар; что жителями тогдашнего времени и учинено, и с того времени якобы начали носить икону в город, что и поныне исполняется, совет же девицы был пред нашествием татар». 

Под именем татар, упомянутых Иваном Семёновичем, нужно подразумевать телеутов и джунгар, которые на протяжении первых 100 лет истории нашего города, регулярно производили набеги на его окрестности, да и сам город не раз осаждали. По сути Кузнецк был пограничным городом, причём самым дальним форпостом нашего государства в Южной Сибири. Джунгары, хотя и признали официально в 1640 году алтайские племена (в том числе кузнецких и забийских татар) двоеданцами (т.е. платящими дань и России и Джунгарии), по факту не хотели мириться с этой ситуацией. Кузнецкие татары в свою очередь тоже не очень-то были рады двойному налогообложению.

Во время одного из таких набегов в 1700 году был сожжён Христорождественский монастырь, основанный ещё в 1648 году, были убиты его насельники. Расположен был этот монастырь в районе современной Верхней Островской, и не случайно маршрут Крестного хода пролегает через это памятное место.

Последняя же осада джунгарами Кузнецка громадным по тем временам многотысячным войском грозила в 1709 г., однако она не состоялась. Были уничтожены только окрестные деревни. С большой долей вероятности можно предположить, что возможно именно с избавлением города от печальной участи сожжёной тем же войском Бикатунской крепости и связано установление Крестного хода.

Какое влияние оказали все эти события на коренное население нашей земли можно судить по тому, что для шорцев и выезжих телеутов день проведения Крестного хода даже стал «своим» национальным праздником, который получил наименование «9-ой пятницы». В 17 веке чаша доверия местных народов к русским склонялась то в одну, то в другую сторону, но к началу восемнадцатого те же телеуты, кумандинцы и шорцы уже сражались на стороне русских против джунгар. По сути, Ильинский крестных ход является живым памятником окончательного вхождения народов северного Алтая в состав Государства Российского.

(16)